как научить считать дошкольникаВ вашей семье подрастает дошколенок и вам кажется, что самое время научить его считать. Вот только учиться малыш пока не хочет, у него одни лишь сказки на уме. Ну, что же, сказки так сказки. Проявите немного фантазии, добавьте эмоциональности и ребенок будет, открыв рот, слушать на ходу сочиняемую вами сказку, попутно решая несложные задачки. Таким образом вы совместите приятное с полезным – к взаимному удовольствию пообщаетесь с малышом и, не оказывая давления, разовьете у него необходимый навык.

Большинство детей неравнодушны к животным. Наверняка и ваш кроха испытывает симпатию к какому-нибудь зверьку (у моего среднего сына, например, в особом почете были мышки). Так пусть этот котенок, щенок, зайчик или еще кто угодно станет главным героем вашего повествования. Первые задания, которые вы будете вплетать в свой рассказ, разумеется, должны быть простейшими – под силу даже четырехлетке. В противном случае вы рискуете подорвать уверенность ребенка в собственных силах и отбить желание слушать вас дальше. Моя сказка начиналась примерно так: «На опушке большого дремучего леса, в просторной светлой норке под корнями старого дуба жил веселый мышонок по имени Мышехвостик вместе со своими четырьмя братцами. Это сколько же всего мышат жили в норке? Каждое утро Мышехвостик просыпался с первыми лучами солнца и поскорее бежал умываться на речку. Вернувшись домой, он будил своих братьев. Четверо мышат с веселым писком выскакивали из норки и тоже бежали умываться. Двое из них спешили к реке, а остальные к ручейку, что весело журчал неподалеку. Сколько мышат умывались в ручейке? Наведя чистоту на мордочке и тщательно вымыв лапки, мышата возвращались домой, где их уже ждал вкусный завтрак. Все мышата садились за стол и с аппетитом уплетали горячие лепешки. Двое мышат всегда кушали овсяные лепешки, остальные – гречневые. Сколько мышат ели гречневые лепешки?».

Как только счет в пределах пяти перестанет вызывать малейшие затруднения, условия заданий можно будет усложнить. Например, так: «Как-то раз к нашим знакомым мышатам приехали погостить их двоюродные братья, которых тоже было пять. Норка, как мы с тобой уже знаем, была большая и все мышата в ней легко разместились. Кстати, а сколько же их теперь стало? Решили мышата устроить себе праздничный ужин и приготовить жареные грибы с картошкой. Четверо мышат пошли в лес за грибами, а остальные отправились на огород копать картошку. Сколько мышат копали картошку? Мышехвостик сначала копал картошку, а потом вместе с самым младшим братцем побежал на луг сорвать особой ароматной травки для вечернего лакомства. Сколько мышат остались копать картошку? Когда солнце уже стало заходить за большую гору, мышата снова собрались дома. Пора было готовить ужин. Пока двое братцев чистили и резали картошку, а еще двое мыли грибочки, Мышехвостик достал самую большую сковородку и поставил ее на огонь разогреваться. Все мышата, не занятые приготовлением ужина, на полянке перед норкой играли в мяч. А сколько их было? Не прошло и получаса, как великолепный аромат жареных грибов и картошки разнесся далеко за пределами мышиной норы. Даже лиса, опасная хищница, притаившаяся за большим камнем возле реки, забыла о зайцах и жадно втягивала ноздрями воздух. Да, мышиный пир удался на славу!»

Ну а дальше – больше: «В одно прекрасное летнее утро семеро мышат отправились в лес за земляникой. Каждый мышонок принес домой две маленькие корзиночки доверху полные сладкими душистыми ягодками. Мышехвостик пересчитал корзинки, их оказалось… ? «Давайте сегодня съедим ягодки из трех корзинок, завтра еще из трех, а из остальной земляники сварим варенье на зиму!» – предложил Мышехвостик братьям. Все мышата охотно согласились, ведь как приятно в морозное зимнее утро выпить чашку горячего чая с земляничным вареньем. И вот на следующее утро на полянку перед норой вытащили огромный котел. Корзинки с земляникой, предназначенной для варенья, стояли неподалеку. Сколько их было? «Нам понадобятся банки для варенья» – рассуждал Мышехвостик. «Ягод из каждой корзинки хватит на две (три, четыре – уровень сложности выбирайте сами) банки. Сколько же банок нам нужно приготовить?» Мышехвостик умел хорошо считать и быстро справился с этой задачей. А как ты думаешь, какой у него получился результат?» – вот вам уже и сложение одинаковых чисел как основа умножения.

Развивать тему можно и дальше, пока такая игра не надоест ребенку. Но даже остановившись на этом этапе, вы уже добьетесь серьезных результатов и существенно облегчите предстоящие трудовые будни своего первоклассника.

Ну а если интерес к сказкам и в первом классе не угаснет, вполне можно и таблицу умножения с их помощью выучить: «В один из погожих осенних деньков, когда солнышко ярко светило, освещая верхушки пожелтевших деревьев, а теплый ветерок носил по лесу легкие паутинки, четверо мышат отправились на прогулку. Очарованные красотой осеннего леса, они долго бродили между деревьями, рассматривая красивые разноцветные листики, ковром лежащие на земле. Каждый мышонок принес домой пять (шесть, семь…) красивых листиков. «Вот здорово!» — обрадовался Мышехвостик – «Мы сделаем из них небольшие букетики и украсим нашу норку». Мышехвостик быстро посчитал листочки. Их оказалось… Как ты думаешь сколько? Он разложил эти 20 листочков на пять одинаковых кучек и ловко связал каждую кучку тонким прутиком. «Букеты готовы!» – крикнул он и мышата развесили их на самых видных местах. Кстати, сколько листиков получилось в каждом букетике?»

Быть может, значительно легче купить дошкольнику готовую тетрадку с развивающими заданиями и картинками согласно его возрасту. И современно и свою голову нагружать не надо. Но мне кажется, обучение сказками все-таки лучше. Во-первых, вы можете заниматься где угодно и когда угодно: по дороге в садик, в очереди в поликлинике или даже во время совместного сбора малины на своем приусадебном участке. И во-вторых, у вас не будет соблазна, вручив ребенку учебное пособие, дать задание и исчезнуть из его поля зрения под благовидным предлогом. Конечно, вы можете, выгадать таким образом несколько свободных минуток и спокойно домыть посуду или развесить белье. Вот только малыш, столкнувшись с первой же сложностью, лишенный вашей своевременной поддержки, сразу потеряет интерес к занятиям. И что тогда? Или «ну их, эти пособия, в школе считать научится» или принуждение. И то и другое плохо и совершенно не соответствует вашим целям. Надеюсь, я вас убедила. А если так, то творческих вам успехов на ниве сочинительства!

Кстати, Мышехвостик оказал мне еще одну услугу — познакомил ребенка с интересным природным явлением — круговоротом воды в природе.

 

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях!

Также по этой теме: