vse-li-detskie-knizhki-odinakovo-polezny-a-chto-u-nasВ прошлой статье я проводила анализ творчества зарубежных сказочников. Но, справедливости ради, хочется «пройтись катком» и по нашим, отечественным сказкам. Может в них и нет жуткого натурализма, способного травмировать детскую психику, но воспитательную ценность многих произведений стоит поставить под сомнение.

Взять хотя бы народные сказки. Ощущение, что в некоторых из них лень, тупость и наглость специально пропагандируются как залог успешности в жизни.

Например, сказка для самых маленьких «Три медведя». Придя без приглашения в чужой дом, девочка не только съела чужую еду, сломала стульчик, но и улеглась спать. И потом ей за это ничего не было. И в чем мораль?

А «Иван-царевич и серый волк»? Раз за разом волк выручает из беды царевича и предостерегает от новых ошибок. Но нет, жадность безгранична. И мимо золотой клетки не пройти и сбрую золотую прихватить надо. А в результате оказывается, что правильно делал, когда все подряд хватал. Был бы поскромнее — вернулся бы домой только с Жар-птицей, а так еще конем разжился и жену красивую заполучил. Молодец!

Еще один шедевр — «Кузьма скоробогатый». Главный герой сам ничего не предпринимает, за него все делает случайно пойманная лисичка. А что именно делает? Путем обмана и запугивания добывает для своего хозяина всяких благ и личного счастья. Только бери и пользуйся.

«По щучьему велению» — вообще квинтэссенция мечты о халяве. Повезло один раз лентяю поймать волшебную щуку и все, любое желание вмиг исполняется. Даже с печи вставать не надо. Красота!

Стоит ли потом удивляться, что подросшие дети не желают учиться и работать, а хотят иметь все и сразу, и чтобы при этом не напрягаться?

Да и авторские сказки, к сожалению, местами удивляют. Позволю себе высказаться в адрес, Корнея Чуковского. Стихотворный слог, которым он писал, очень легок для чтения и прекрасно воспринимается на слух. Поэтому и дети и взрослые любят его. Но если вдуматься в смысл написанного, не все так гладко. Почитаем, например, внимательно его «Айболита».

Вспомните фрагмент про зайчика, которому доктор пришил новые ножки вместо отрезанных трамвайчиком. Вроде сплошной позитив, а на самом деле огромный вред. Ребенок получает посыл: «Необязательно беречь себя. Если что-то случится, найдется добрый доктор, который все вылечит, даже ноги пришьет, если надо. И все опять будет как раньше». Как после этого учить детей осторожности? Как донести до них, что надо быть внимательным, когда переходишь дорогу? Ведь в детском представлении поселилась твердая установка, что любая травма не страшна. Лично я всегда пропускала этот кусок, когда читала сказку своим детям.

Есть в «Айболите» и вполне безобидные ляпы. Трехлетний малыш их не замечает, а ребенок старшего дошкольного возраста поминутно прерывает чтение вполне закономерными вопросами: «А разве можно вылечить скарлатину и бронхит при помощи гоголя-моголя и градусника?», «Зачем Айболит дает бегемотикам шоколадки? У них же и так животики болят», «Почему акула на солнышке лежит? Как она дышит?», «Как телеграмма может отвечать на вопросы Айболита?», «Почему Айболит лечит зверят десять ночей подряд? А днем нельзя?». И что тут ответишь?

Конечно, можно спросить, кто я такая, чтобы критиковать веками сложившееся народное творчество и наезжать на признанного мэтра Чуковского? Вообще-то никто, просто мама, каких миллионы.

Я не претендую на 100% — ную объективность и даже не призываю вас принять мою точку зрения. Я просто очень хочу, чтобы мои слова напомнили вам о важности любой информации, которую получает ребенок в процессе общения с вами. Задумывайтесь над тем, что вы читаете своим малышам, отбрасывайте мусор, и тогда лучшие семена, посеянные сказками в детские души, дадут прекрасные здоровые всходы.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях!

Также по этой теме: