Дети – это маленькие взрослые

дети - это маленькие взрослыеНе так давно мне довелось стать свидетелем беседы двух мужчин преклонных лет. Один из них (назовем его Господин N) рассказывал о поведенческом эксперименте, проведенном им в поезде дальнего следования. Суть эксперимента состояла в следующем: в течение нескольких дней господин N общался с маленькой попутчицей – девочкой трех лет, которая путешествовала вместе со своей мамой, как со взрослым человеком. Он беседовал с ней на равных, спрашивал ее мнение по разным вопросам и сумел за короткий срок до такой степени добиться расположения ребенка, что девочка выразила желание выйти на станции вместе с ним. Резюмировал свой рассказ господин N утверждением: «Дети – это маленькие взрослые. И с ними надо общаться на равных».

Поначалу это утверждение показалось мне интересным, но чем больше я его обдумывала, тем ярче видела его абсурдность. Кора головного мозга, ответственная за высшие психические функции, формируется у человека постепенно. У маленького ребенка она является незрелой, что не позволяет ему демонстрировать некоторые типично взрослые аспекты мышления и поведения. Например, трехлетний ребенок не в состоянии проявлять силу воли или логически мыслить. Малыш просто не может полностью контролировать свое поведение и управлять своей жизнью. Ему необходима помощь и руководство взрослого. А если есть руководство – нет равенства. Кстати, дружба между родителями и маленькими детьми по этой причине невозможна.

Секрет же успеха господина N очень прост – ему не нужно было воспитывать девочку, ведь этим занималась ее мама. Поэтому он мог «поиграть в равенство». Эта игра воспринималась малышкой за чистую монету и очень льстила ей. Но если бы волей обстоятельств господин N был вынужден взять на себя заботу о девочке, все сразу бы встало на свои места. Как он, будучи в положении «на равных», уложил ее вовремя спать, убедил убрать игрушки и не есть перед обедом конфет? А никак, ведь равному не указывают. Значит роли пришлось бы срочно менять. И красивая теория лопнула бы как мыльный пузырь.

А что вы думаете по этому поводу? Напишите в комментариях!

Обновлено: 27.03.2018 — 12:45

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Татьяна

    На мой взгляд в этом вопросе всё не так однозначно. Можно же разговаривать с ребенком на равных и при этом воспитывать. Просьба убрать игрушки не обязательно должна звучать как приказ. Есть много способов сделать это «по-взрослому». С трех лет вполне можно общаться на равных. Раньше, думаю, не получится 🙂

    Спасибо за статью! Заставила еще раз проанализировать наши отношения с ребенком.

  2. По моему, равенство в отношениях «Родитель — Ребенок», увы, невозможно в принципе. В статье «Могут ли родители дружить с детьми» elenachistyakova.ru/neleg...hit-s-detmi.html. я подробно аргументирую свою точку зрения. Почитайте, быть может, вы согласитесь со мной.

  3. Александр

    Можно попросить убрать игрушки, вот если не слушает и не делает, вот тогда и приказать.

  4. Согласна, родителям необходимо стремиться общаться с ребенком исключительно на позитиве. Но для детей естественно проверять на прочность установленные взрослыми границы дозволенного и пытаться нарушать их. Это необходимый аспект взросления. А потому, увы, полностью избежать конфликтных ситуаций и проявления родительской власти не получится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *